Sunday, Apr 22nd

Последнее обновление:04:21:23 AM GMT

Вы находитесь здесь: Статьи Теория Выбираем трэвел-байк, или велосипед для путешественника


Интернет реклама УБС

Выбираем трэвел-байк, или велосипед для путешественника

E-mail Печать
(8 голоса, среднее 4.75 из 5)
  • Предыдущая
  • 1 of 4
  • Следующая

Велопутешествия — это особый вид туризма, очень удобный для территорий с развитой дорожной сетью и умеренным климатом.

У велотуристов более широкие, по сравнению с пешими «коллегами», возможности в выборе маршрута, а утомляемость значительно ниже. Скорость же передвижения превышает скорость пеших туристов в несколько раз.

При подготовке к велопутешествию определяющую роль играет выбор велосипеда, которому предстоит все эти долгие сотни километров тащить на себе вас вместе с вашим багажом. Такой велосипед должен быть удобен для долгой езды на нём в неутомляющей позе, иметь достаточно быстрый ход на шоссейном покрытии и уверенно справляться с песком, грязью и болотами в случае выезда на грунтовки или бездорожье. Кроме того, такой велосипед должен корректно размещать на себе багаж путешественника, рюкзак, палатку, спальник и т.п. Багажник в данном случае — не прихоть, а объективная необходимость. Как и крылья, которые предохранят ездока и механизмы машины от вполне вероятного попадания грязи и воды с колес.

Все эти выдвигаемые условия убеждают в том, что выбор велосипеда, полностью подходящего для дальних многодневных путешествий — не столь простая задача, как кажется на первый взгляд.

Большинство представленных на рынке велосипедов полностью пригодны для катания, но лишь ограниченно — для езды. А это вещи разные.

Подбор велосипеда.

Рассмотрим основные, условно выделяемые, типы велосипедов на сегодняшнем рынке.

«Имиджевые»

Велосипед для показухи, либо для демонстрации неких особых возможностей его создателя/владельца. Как правило, велик увешан дорогостоящей и/или красивой обвеской, имеет самые навороченные девайсы (перекидки, манетки, фары, амортизаторы и т.п.). Предназначено всё это хозяйство почти всегда исключительно для того, чтобы уважали в ближайшем "велотусняке", а по назначению используется только на 5-10%. Правда, возможны редкие исключения.

Как наиболее достойный на наш взгляд, вариант имиджевого — вел какой-либо оригинальной компоновки, прикольно смотрится, воплощает новые и неожиданные решения... Бывают очень оригинальные конструкции! Однако в подавляющем большинстве случаев они ориентированы только на катание, а не езду на дальние расстояния. Именно на таких моделях, к тому же, чаще прочего встречается использование колес малого диаметра. А это тоже — прямое противопоказание к дальним путешествиям.

Лишь очень немногие, по-настоящему «поведенные» энтузиасты рискуют использовать подобные модели для туристических поездок.

Велосипеды для катания, развлечения, экстрим-спорта

К таковым относится целый спектр классов байков. Это Триал, BMX, Кросс-кантри и прочие. Такие байки идеально подходят для коротких или же средних по дальности велопробежек без груза, в развлекательных или спортивных, как BMX, целях. Они изначально были задуманы для развлекательной, необременительной езды, покатушек. Также неплохо подходят для "деловых" поездок в соседнюю деревню за "батоном кефира". Нередко требуют повышенного внимания к обслуживанию. Как правило, напрочь лишены всяких «ненужных» деталей вроде крыльев и багажника, поскольку это — лишняя тяжесть, мешающая приятно кататься. На функциональности развлекательного девайса отсутствие «ненужных предметов» не отражается.

Велосипеды для катания представлены на рынке наиболее массово, и причина этого явления кроется не только в возрастании в обществе интереса к развлечениям с использованием велосипеда, но и в том, что это выгодно для бизнеса. Говоря сугубо субъективно, активное пропагандирование именно таких велосипедов — это все равно, что торговля стульями с наклонным сиденьем. Убеди клиента, что это модно, круто и престижно, что все нынче сидят именно на таких — а потом он придет к тебе же за подставкой для ног, подушкой, спрямляющей сиденье, штанами с повышенным коэффициентом трения и за прочими прибамбасами, которые на обычном, традиционном стуле и даром не нужны. Иными словами, «гламуризация» определенных видов товара подкармливает целую индустрию, направление в бизнесе.

В этой группе, тем не менее, стоит выделить кросс-кантрийные велосипеды. Теоретически, такой байк создан для катания по пересеченной местности, и он с этим отлично справляется. В принципе, его вполне реально адаптировать для велотуризма, но надо быть готовым к ряду неудобств и дополнений. Его будет "дыбить" на горках (центр тяжести смещён назад). Потребуется целая куча аксессуаров: велопамперс, чтобы не натирало, шлем, чтобы не разбить голову при падениях, перчатки от мозолей. Проблема кроется в полуспортивной посадке: наклон туловища вперёд провоцирует излишнее постоянное напряжение рук и спины, и требует узкого некомфортного седла. Неоспоримый плюс такого вела: он отличается высокой маневренностью и лёгкостью взятия тягунов и горок.

Городские/Туристические

Название уже само указывает, что это именно то, что нужно. Правда, и в этот класс нет-нет — да и затешутся довольно странные модели. Но в большинстве своем «горожане» и «туристы» характеризуются наличием прочного корпуса, больших колес, широкого диапазона передач, возможностью использования дополнительного оборудования. Это велосипед-дальнобойщик. Как раз на таких велотуристы ездят в дальние многодневки.

В отличие от «велика, чтобы кататься», это уже «велик, чтобы ездить». Мягкое комфортное седло, высокий (но не очень, иначе в гору тяжело тянуть будет) руль, достаточный диапазон передач, полукроссовые покрышки, колёса диаметром 28" (реже 26"), укреплённые багажники, крылья. Для покатушек такой вел менее пригоден, будучи заметно тяжелее «покатушечных», уступая по габаритным параметрам и маневренности. Зато 100 км в день и более, с велорюкзаком на багажнике и прочими элементами дополнительной загрузки, этому велу нипочем. Он одинаково хорошо себя чувствует на трассе и на сложных лесных, или ещё хуже — раздолбанных просёлочных дорогах. Он не предназначен для прыжков и акробатики, его задача иная: тащить груз и ездока везде.

Шоссейные

Эти велосипеды имеют большие колеса диаметром 28" и легкий корпус. Обладают мягким и легким ходом. По шоссе. Такова уж их специфика. Протектор покрышки гладкий, а механика облегчена в угоду общему снижению веса и соответствующему увеличению гоночных возможностей. В принципе, такой вел можно адаптировать для потребностей велотуриста, но процесс этот весьма затратный и влечет за собой немалые переделки. Заниматься этим стоит только при полном отсутствии вариантов выбора, а иначе нет нужды связываться.

Итак, вывод ясен. Наиболее желателен тип «городской/туристический», и при наличии полной свободы выбора без раздумий остановимся именно на нем. Кросс-кантрийный и шоссейный можно рассматривать как запасные варианты. При выборе непременно обращаем внимание на возможность установки багажника и крыльев, смены руля, наличие большого зазора вилок заднего и переднего колес. Особо приветствуем диаметр колёс 28" (или "700"-й размер по импортной классификации, он же "622" по отечественной).

Специфика трэвел-байка

Выбрав и приобретя велосипед, либо разобравшись с имеющимся, начинаем его конфигурировать для удобства использования в дальних путешествиях. Скажем сразу, что готовых решений, изначально полностью пригодных для выполнения данных задач, практически не существует. Исключение возможно только, если вы одалживаете велосипед у бывалого велотуриста, неоднократно прошедшего длительные велопоходы. Естественно, его байк полностью адаптирован именно к интересующим нас условиям эксплуатации. Такую машину достаточно подогнать «под себя». Все прочие ожидает ряд серьезных дополнений или даже переделок.

Руль

Руль для дальней многодневной поездки должен быть достаточно высоким. Когда вы движетесь на велосипеде в штатном режиме, 90% вашего веса должно приходиться на седло. То есть условие выбора руля — возможность комфортно управлять велосипедом, держа прямую осанку. В противном случае (при слишком низком положении руля, когда корпус велосипедиста фактически параллелен земле) езда вас быстро утомит, а многодневная туристическая поездка — это, все-таки, не гонка на приз. Кроме того, низкая посадка исключает нормальное видение перспективы, что создает дискомфорт при движении на трассе с плотным трафиком, а на проселке затрудняет преодоление лабиринта ям и луж.

Руль можно поднять тремя способами, в зависимости от конструкции:

- за счет удлиненной рулевой колонки;

- сильноизогнутой и поднятой «рогами» вверх формы руля;

- поворотом вверх шарнира выноса руля.

Если конструктивно возможны два и более вариантов, достаточно, как правило, одного.

Следует помнить, что столь удобный на равнине, высокий руль создает определенные проблемы на крутых подъемах или в затяжных «тягунах». В таких случаях его можно просто опустить заранее (например, перед взятием горного перевала), а по достижении вершины поднять снова. Чаще всего в таких ситуациях ездок на него просто ложится.

Седло

Должно быть широким, но не слишком. В продаже такие значатся как седла типа «комфорт».

Ширина седла подбирается индивидуально, но в целом, при прямой посадке с высоким рулем узкие спортивные седла желательно заменять на более широкие. Это обусловлено тем, что от долгого сидения с вращением педалей на узком седле можно заработать мозоли, несовместимые с продолжением путешествия. Кроме того, быстрее ветшает одежда (брюки, шорты), если только она не сшита специально для езды на велосипеде.

Седло должно обладать некоторой мягкостью, и обязательно быть монолитным. Обшивка или обтяжка довольно скоро рвется и съезжает набок.

Багажник

Прочность и надежность багажника — это не только толщина металла, из которого он изготовлен. Важна прочность его крепления к велосипеду. Первым обычно ломается крепежное кольцо возле оси заднего колеса. При перевозке на багажнике велорюкзака, весом 15-25 кг, при поворотах на приличной скорости возникают большие центробежные нагрузки, которые просто рвут металл. Это не считая прыжков на колдобинах и довольно жестких вибраций на тряской дороге.

Винт, крепящий багажник к раме у оси колеса с обратной стороны, должен иметь контргайку. Это исключит его самопроизвольное вывинчивание, чреватое большими неприятностями на ходу.

Крепление багажника к раме под седлом должно выдерживать рывок назад с усилием в 70-80 кг без появления люфта. К сожалению, таких багажников на рынке немного, а стандартное крепление на двух прутиках на винтах М5 подобный экзамен не выдерживает.

Надо либо приделывать дополнительный кронштейн с хомутом-захватом к раме, либо разыскивать багажник, изготовленный по образу и подобию «дорожно-советского типа». Иначе надо быть к тому, что рано или поздно багаж поволочится по дороге.

Опорные стойки крепления багажника необходимо дооборудовать пластинами-экранами так, чтобы багаж ни при каких условиях не мог соприкоснуться с колесом.

Также при выборе багажника стоит проинспектировать сварные швы. Как ни странно, они нередко бывают непрочными, поэтому цельное исполнение приветствуется.

Покрышки

Если для колёс 26" размера можно найти протектор на любой вкус, то для 28" предлагаются, как правило, гладкие шоссейные или слегка рельефные дорожные. Возможно это связано с европейским менталитетом. Мол, дорожные велосипеды - для дорог, какие там болота-пески. Впрочем, в последнее время появились и кросс, и полуслик, и даже шипованные покрышки для зимней езды.

Если велосипед-«турист», по умолчанию, укомплектован шоссейными покрышками, стоит поискать более «агрессивные», подходящие для движения вне дорог. Конечно, на гладком асфальте шоссе они будут катиться не столь легко, как специально для того предназначенные, зато и по песку, снегу или размякшей под дождем грязной жиже, скорее всего, удастся ехать, а не идти.

Как вариант универсализации, можно рассмотреть также и полуслик. Не станешь же менять покрышки при каждой смене покрытия дороги!

Передачи

В этом вопросе главное — не количество, а разнообразие передач. От самых низких (очень маленькая передняя звездочка при очень большой задней — скорость падает до минимума, зато крутящий момент высок), до самых высоких (48 или 53 зубца спереди, и 13 сзади). 14 передач в принципе достаточно, главное, чтобы их диапазон соответствовал условиям движения. Высокие передачи хороши для поддержания скорости на шоссе или спусках, низкие просто необходимы на просёлках и бездорожье.

Прочее

Есть еще ряд предметов и приспособлений, которые были бы нелишними для туристического велосипеда:

- Туклипс (или другой способ закрепления обуви на педали). Позволяет производить вращательное действие, не только давя на педали, но и «подтягивая» их. Уменьшает, таким образом, нагрузку на «давящие» мышцы, экономит силы велосипедиста. Особо ценен на сложных участках и изнурительных подъемах. Вместе с тем, затрудняет процесс посадки/высадки и снижает оперативность старта на велосипеде.

- Крылья – зашита от летящих с колес воды и грязи. Если в угоду высокой скорости обходиться без них, придется рассчитывать на езду исключительно в сухую погоду, по абсолютно «стерильной» дороге. Иначе и вел, и наездник превращаются в большой липкий кусок грязи. Если в прошлом предлагались только металлические крылья, то сейчас есть обилие пластиковых. Они лучше, поскольку ржа не разъест пластик в месте перегиба.

- Фонари головного и заднего света. При езде в темноте саму дорогу обычно видно, а вот ухабы можно проглядеть. Кроме того, при движении по шоссе свет передний и задний предназначены не столько для самого велосипедиста, как для водителей моторного транспорта, представляющих угрозу ночному велотуристу-невидимке.

- Звонок — вещь необязательная, но довольно ценная. Особенно при поездках по людным местам, поскольку исправный, хорошо отлаженный велосипед едет тихо и, приближаясь, гуляющим гражданам не слышен.

- Замок — дополнительных пояснений не требует.

- Зеркало заднего вида — ценнейшая вещь на трассе и в городе, но совершенно бесполезная в лесу.

- Велокомпьютер — по сути, спидометр. Не будет лишним даже при наличии GPS-навигатора. Позволяет контролировать, помимо скорости, как дневной, так и общий пробег велосипеда.

- Велочехол — «упаковка» для велосипеда, непременное условие его перевозки в поезде (купе, плацкарт) как «негабаритного груза» или даже в самолете на любые расстояния. Соответственно, делает область, которую можно охватить велопоходами, практически неограниченной. Дополнительно может быть использован в развернутом виде как защита от осадков на биваке. Будучи свернутым, компактен и легок.

 

Добавить комментарий

Запрещены комментарии:
- противоречащие законодательству Украины;
- пропагандирующие наркоманию, алкоголизм, курение, проституцию;
- разжигающие межнациональную рознь;
- призывающие к насилию;
- унижающие человеческое достоинство;
- оскорбительного характера;
- рекламного характера.


Защитный код
Обновить

Share/Save/Bookmark