Wednesday, Jan 24th

Последнее обновление:04:21:23 AM GMT

Вы находитесь здесь: Статьи Путешествия Долгий путь на летние каникулы, или Первый велопоход


Интернет реклама УБС

Долгий путь на летние каникулы, или Первый велопоход

E-mail Печать
(6 голоса, среднее 5.00 из 5)
  • Предыдущая
  • 1 of 28
  • Следующая

Новогодняя ночь, тьма непроглядная за окном, грохот петард и вспышки фейерверков. Мысли о событиях года, который только что скрылся за поворотом.

Среди самых ярких и позитивных воспоминаний — безусловно, об осуществленном замысле, который зрел два года, прежде чем стать былью. А потом еще полгода терпел в очереди быть подробно описанным.
Идея была проста, как выстрел: дать возможность сыну-подростку добраться к бабушке на летние каникулы велосипедом. Это позволяло решить несколько проблем сразу. Прежде всего, нереально длительная покатушка. «Накататься так, чтобы из ушей полезло». В 12-летнем возрасте для этого вправду достаточно двух полных дней, 170-ти километров дистанции (из них, навскидку, около сорока — по грунтам) и ночевки в палатке на берегу реки, у костра. Во-вторых, те самые грунты, дистанция и особенно палатка с костром — туризм, короче, и присущая ему романтика. И, наконец, третье: парнишка остается минимум на месяц в немаленьком по площади населенном пункте (расстояния в 2-3 км — плевое дело, там столько почти до любого объекта), и жалким пешеходом быть нелепо, имея собственный вел.

Сразу оговорюсь, что замысел удался со второй попытки. Поначалу планировали поездку на лето 2012 года. Но тогда помешали обстоятельства непреодолимой силы. Сначала дождливый июнь, потом невозможность дернуть недельку отпуска на подготовку и собственно поездку, а в конце июля — травма (перелом руки), поставившая крест на любых покатушках до конца лета и даже почти на весь сентябрь. Словом, лета 2013-го мы с Алешкой ждали как манны небесной. И не напрасно.

Шесть суток отпуска удалось получить во второй половине июня. Как раз началась самая жаркая декада, как впоследствии оказалось, всего черниговского лета. Старт назначили на 20 число. Подготовились морально, проинспектировали технику, собрали «предметы и материалы».

У сына вел ARDIS Stricker, недорогой стальной двухподвес на 24-дюймовых колесах. Из усовершенствований — замена манеток со стоковых «рево-шифтов» на полуавтоматы Shimano ST-EF50 и установленный сзади консольный багажник из алюминиевого сплава. Велосипеду провели чистку, смазку, регулировку и этим ограничились.

На моем ARDIS Tour 700C чистки-смазки было недостаточно. Аккурат под поездку пришел срок прощаться с изношенными цепью и кассетой. Заодно, из соображений более оптимального приложения собственных усилий, я решил сменить стоковую систему, имеющую 42/32/22 зуба на ведущих звездах, на более крупную: 48/38/28. Старая еще в норме (отработала 15500 км), потому ее отложил в запас: пригодится. Также критически изношенная задняя покрышка уступила место новой, того же производителя Chen Shin Tires. Китай, конечно, но очень износоустойчивый.

В экипировку взяли двухместную палатку, два спальника, один коремат (сыну, поскольку больше не было, а я с достаточным успехом заменил его расстеленным полиэтиленовым плащом-дождевиком), армейский котелок. Алешка собрал набор важной мелочевки, как он назвал, «Travel Kit»: спички, сухой спирт, два комбинированных ножика, первоочередную медицину вроде бинта-зеленки-активированного угля, и прочее. Плюс, разумеется, инструменты, насос, комплект для заклейки камер, шприц с трансмиссионкой для смазки цепи. Плюс «набор отъезжающего на каникулы»: одежду потеплее и полегче, сменное белье, купальные принадлежности, и мало-ли-что-парню-за-месяц-понадобится. И складную удочку сверх всего.
Отъезжали без оркестра. Упаковались, увязали предметы туристической экипировки. Запечатлелись при помощи фотокамеры в мобильнике, что есть шарлатанство, конечно, однако фоты вполне приличные. Наша мама, отбежав к выезду из двора и сфотографировав, как мы гордо катимся первую стометровку большого пути, отдала телефон и побрела домой — тревожиться и ждать вестей. Три километра по пыльным городским улицам, случайная встреча с бывшим коллегой по работе, кстати, тоже велосипедистом («Привет, куда это вы собрались? За Десну, на покатушку?» — «Да, двухдневную, километров на 170, до Ични!» — «Сумасшедшие!»), крутой подъем на пешеходный мост, лихой спуск, — и вот она, летняя свобода! Луг, грунтовка да села с хуторами. И воздух другой. И даже жара отличается: сверху печет, но снизу не поджаривает, как это было на асфальте. Катимся!..

Маршрут мы продумали заблаговременно. Проложили его, естественно, в стороне от оживленных дорог общего пользования. Поэтому расстояние я определял навскидку, прибавив к стандартным 140 км по трассе еще тридцаточку. Сказать «угадал» — ничего не сказать. Фото велокомпьютера сына тому подтверждение: 170,05 км. Хотя, знай мы дорогу досконально и не блуждая ни секунды, уложились бы и в 160 км максимум.

Первые часа два движения все напоминало привычную загородную прогулку. Скорость держали по асфальту 17-20, а по накатанной луговой грунтовке сбавили до 14-16 км/час. Алешку таким не удивишь и не утомишь. У парнишки, к его неполным на тот момент 12-ти годам, уже добрый десяток таких поездок за плечами, да чуть более коротких десятка три. Словом, расслабон. Проехали — минут десять отдохнули, с пряником и минералкой — двинулись дальше.

Некоторые развлечения пошли сразу за селом Пески, что километрах в 18-20 от Чернигова. Ой, не зря его так назвали. Поля, щедрый слой песка на грунтовой дороге, и неожиданный кусок складчатой местности. Кругом равнина, похожая почти на стол, а здесь нашлось пару холмиков, и тянуть в довольно крутой подъем по песку — отдельное удовольствие. Неудивительно, что еще через часок после преодоления сего счастья мысль о привале показалась своевременной. Его и предприняли на обочине у въезда в село Горбово. А район-то уж не Черниговский, а Куликовский! Так что бросок со старта обнадежил.

Далее было десятка полтора километров по асфальту дороги местного значения, на удивление приличной по качеству. Возможно, она сохранилась именно потому, что была построена во времена миллионерства местного колхоза, в последние годы существования Советского Союза. А с тех пор движение по ней не отличалось интенсивностью. Так добрались до села Ковчин. Встал вопрос о дневном привале. Желательно на берегу Десны, которая протекает совсем близко от села. Но при этом не хотелось далеко уходить от намеченной траектории.

Расспросы местного населения насчет того, можно ли двигаться дальше по берегу, многого не дали. А все потому, что местных, фактически, совсем мало: чуть не две трети села выкуплено под дачи. Хозяева то черниговские, то киевские. Знают свой двор, и в какую сторону ехать до Куликовки. Все! С горем пополам выяснили, где грунтовая дорога, в прошлые времена спокойно доводившая вдоль Десны до соседней Салтыковой Девицы, знаменитой в наших краях своими базами отдыха. Выкатились, встали на привал. Пожарили на костерке сосиски. Алешка попытался поудить рыбу. Правда, наживка была только подручная: по пути порыбачить не планировали. Поэтому мелкая рыбка поклевывала, обсасывала наживку (вначале хлеб, потом кусочек сосиски), да этим и ограничилась.

Отдохнули — и в путь. По берегу, по накатанной грунтовочке. А через километр или полтора оказалось: пути-то и нет. Всему виной высокая вода, которая в середине июня только пошла спадать. Дорогу размыло. Проблему мы с Лешей вначале услышали, и лишь потом, проехав прибрежный кустарник, увидели. С затопленного весной луга, ставшего похожим на приличное озеро, вода поспешно возвращалась в Десну. Образовалась полуметровая ступенька, с которой катился мини-водопад, шириной метров в двадцать или даже больше. Преодолеть практически нереально. Пришлось ехать назад, в село, и искать другую дорогу. Естественно, тоже по грунтам, поскольку делать асфальтовый крюк в два десятка километров через райцентр как-то не хотелось.
Очередные расспросы «аборигенов» дали немного. Двинулись наугад. Даже имея в мобильнике GPS-приемник и благоразумно загруженные карты iGO, ориентировались преимущественно на интуицию. Все потому, что полевых дорог на картах почти нет. А единственная обозначенная (и самая правильная, как выяснилось через два месяца, на обратном пути) имеет необъяснимый разрыв, километра на два по местности. Что там? Поди пойми! Впрочем, интуиция и развитое чувство направления все-таки не подвели.

Поболтавшись по полям и лесополосам между ними, может быть, и чуть больше положенного, мы выбрались-таки в заданный район — к окраине села Салтыкова Девица. Там у колодца пополнили запасы воды, в местном магазине прикупили немного провизии. А поскольку солнце уже клонилось к закату, и на постановку лагеря оставалось совсем мало времени — километрах в трех от села и заночевали, съехав с продольной дамбы (по ней идет дорога в Хибаловку) на обрывистый в этом месте деснянский берег. Был костер, суета с постановкой палатки, варка супчика и его радостное поглощение, звон комаров, скрежет сотен кузнечиков, обязательный звонок домой, благо, сотовое покрытие есть: «Живы. Здоровы. Ночуем». И, наконец, здоровый сон.

Проснулись легко, но совсем не рано. После целого дня покатушки, да на природе, да в палатке, завернувшись в спальник, пусть и на жесткой земле, спится так — все постели мира отдыхают. Костерок не получился: подготовленные с вечера дрова отсырели. Чуть повозились, да и бросили, поскольку полпути еще не преодолели, а до темноты надо было непременно добраться до места назначения. Позади осталось 71,5 км пути — стало быть, впереди около сотни!
Двинулись дальше. Солнце — вверх, мы — вперед. В память особо врезались несколько моментов. Прежде всего, картинка, увиденная где-то на границе Куликовского и Нежинского районов, на извилистой дорожке посреди пшеничного поля. Уже желтые, почти доспевшие, колосья слева, такие же справа, и ярко-синее небо без единого облачка над головой. При виде этого украинского флага во весь горизонт и ощущения себя его частью такой вагон патриотизма накатывает — не увернуться!
Второй момент — отдых в центре села Заньки. Того самого, откуда родом великая украинская актриса начала прошлого века Мария Заньковецкая (ее именем даже драмтеатр во Львове назван). Остановились квасу купить в магазине. А эта торговая точка считается заодно подобием местного кафе. Половина зала с прилавком, во второй половине — два дощатых стола, зеленым крашенных, и такие же скамейки. Мы с Лешей взяли квас, у стола уселись и начали свой «совет в Филях» держать. А попросту — изучать распечатку карты с «Визикома» и сравнивать ее с показаниями iGO. Продавщица и пару ее односельчан, зацепившиеся было языками друг за дружку, постепенно смолкли и начали с интересом нас, экзотов, разглядывать. А нам-то в диковинку, почувствовали себя настоящими чужеземцами на привале.

Наконец, третье — поблуждав по Малой Кошелевке в Нежинском районе, селу чуть южнее трассы Киев—Москва, в поисках грунтовки на Черняховку, и с немалым трудом найдя все-таки этот проезд через старый сад бывшего колхоза, помесив песок лесной дороги, периодически спешиваясь и сердито ворча, — выбрались в Черняховку, а оттуда по приличному асфальту в Переяславку. Дальше наш путь пролегал на село Круты, знаменитое трагическими событиями 1918 года. Там, возле железнодорожной станции, три сотни киевских студентов-добровольцев пытались остановить продвижение красной дивизии Муравьева. Парни погибли, слава осталась. Правильно ли мы с Лешей движемся к этому селу, решили уточнить у переяславского мужика на старом, но живом до сих пор «Туристе» Харьковского велозавода. Диалог с ним повеселил. Спрашиваю, правильно ли мы едем, чтобы в Круты попасть. Да, говорит, Круты там, только вы опоздали, электричка недавно ушла. Так мы в село, отвечаю, а не на электричку. Он удивляется: туда ведь далеко (оказалось, правда, страшно далеко, километров 6 или даже 7). Говорю, уж наверняка не дальше, чем мы от Чернигова проехали. После этих слов мужика переклинило. Он восхищенно матюкнулся, сделал вокруг нас медленный круг на своем «Туристе» (нисколько не заботясь, нет ли встречных и попутных машин, а глядя только на «этих двух ненормальных»), и уехал, что-то бормоча под нос.
День клонился к вечеру. До села Круты докатились по асфальту, сфотографировавшись у переезда через «большую железку». Табличку на въезде в село, написанную по-украински, распознали как требование «крути», и взялись крутить дальше, к границе Нежинского и Ичнянского районов.

Там, между селами Диброва и Припутни, нам было уготовано последнее песчаное испытание. Километра три по полю отняли добрых полчаса, если не больше. Леша проявил характер: бывало, и падал, и на ямках вел его стряхивал, но он только поднимется, сердито наорет на ямку — и дальше пыхтит. В общем, выбрались. Причем на нереально хороший асфальт, учитывая всю второстепенность дороги. Лет 10-12 тому назад доводилось проезжать здесь же автобусом. Тогда рейсовый «Пазик» до того в ямы проваливался — одна крыша наружу. Неясно, что произошло с тех пор, но дорогу отремонтировали до состояния «почти автобан». Вот по этому зеркалу мы, временами подвигаясь в сторонку, чтобы пропустить редкие машины, и докатились последние 20 км до Ични. Фото на въезде, у пересечения с местной объездной. Ура! Финиш! Закат, сумерки, занавес.

Впоследствии это насыщенное лето вместило в себя поездку в знаменитый Качановский парк, куда мы с Алешей сгоняли 21 августа, после плодотворного копания картошки, потратив 5 часов на дорогу из Ични, катание по огромному парку и возвращение (суммарно 57 км) с неизменной фотосессией у достопримечательностей. А завершилось велосипедным же возвращением домой, правда, по основательно измененной траектории: Ичня — Борзна (с ночевкой в лежащем чуть в стороне селе Шаповаловка, у Алешкиного крестного) — Кладьковка — Салтыкова Девица, и далее по собственным стопам в Чернигов. Погода была грустной. Похолодало, дул свежий сырой ветер, периодически начиналась морось. Почти осень, однако. Поэтому вначале думали докатиться до Куликовки, а там загрузиться в электричку, сэкономив последние 40 км пути. Но в Салтыковой Девице — точке принятия решения — пришли к выводу, что придется ожидать на вокзале 4 часа. «Такого не покупаем!», решили мы и, не сговариваясь, свернули с асфальта на (теперь уже правильную!) грунтовку в сторону Ковчина. В конечном итоге, домой мы прикатились на 40 минут раньше, чем «наша» электричка должна была только остановиться у Черниговского вокзала. Что стало дополнительным предметом Алешкиной гордости.

Хорошего никогда не бывает слишком много. И, вернувшись из странствий, мы с сыном уже вскорости начали осторожно планировать свой маршрут на следующее лето. Пока вырисовывается настоящий категорийный велопоход. По крайней мере, движение точно на юг мы хотим начать, стартовав в северном направлении. Посмотреть красоты древнего города Любеча, поплескаться в Голубых озерах вблизи границы с Беларусью, побродить по Менскому зоопарку, заехать в музей Александра Довженко в Соснице, а там уже и до Ични недалеко. Получится ли? Ответа ждать недолго. До нового лета — всего пять месяцев.

Добавить комментарий

Запрещены комментарии:
- противоречащие законодательству Украины;
- пропагандирующие наркоманию, алкоголизм, курение, проституцию;
- разжигающие межнациональную рознь;
- призывающие к насилию;
- унижающие человеческое достоинство;
- оскорбительного характера;
- рекламного характера.


Защитный код
Обновить

Share/Save/Bookmark